Одежда древнего египта. одежда фараонов в древнем египте

Волосы[править | править код]


Женский парик (1479—1425 до н. э.) из гробницы Менхет, Менуи и Мерти, Музей Метрополитен

Характерной чертой всех древнеегипетских причёсок была строгость и чёткость линий, за что они получили название «геометрических». Большинство египтян из-за жаркого климата носило простые причёски из коротко остриженных волос.

Нередко египтяне сбривали волосы с тела из гигиенических соображений. Особенно это касалось жрецов, чей статус предполагал постоянное соблюдение чистоты. Согласно Геродоту, «в других странах жрецы богов носят длинные волосы, а в Египте они стригутся… каждые три дня жрецы сбривают волосы на своём теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов».

Всё свободное население Египта носило парики. Их форма, размеры и материал указывали на социальное положение владельцев. Парики изготовлялись из натуральных волос, шерсти животных, растительных волокон и даже верёвок. Их окрашивали в тёмные тона, причём самыми модными считались тёмно-коричневый и чёрный цвета.

Рыжие волосы мумии Рамсеса II окрашены хной.

Судя по сохранившимся изображениям, известно было множество фасонов париков. Чаще всего они доходили до плеч, но в торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Причёски обильно пропитывались душистыми маслами, эссенциями, клейкими составами.

Изображение Аменмоса и его жены Депет, Саккара, XVIII династия. Лувр, 26 зал

Женские причёски во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые. Древнеегипетские аристократки, как и их мужья, нередко брили голову и надевали парики. Самыми типичными причёсками на париках были две: первая — все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая причёска имела форму шара. Со временем получил распространение большой завитой парик, три пряди которого спускались на грудь и спину. Причёски делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине и украшая концы кисточками или шариками из ароматических смол. Широко применялась завивка, которая делалась при помощи холодной укладки (для этого пряди волос наматывали на деревянные палочки и обмазывали илом, а когда он высыхал, его стряхивали, а волосы расчёсывали). Часто волосы завивали кудрями — такая завивка получалась после расчёсывания мелких тонких косичек.

Дворецкий Кети с усами (IV династия), Лувр

В медицинских папирусах сохранились рецепты от морщин и облысения (Папирус Эберса, Папирус Эдвина Смита).

Детям — мальчикам и девочкам — сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей (девочкам — на темени, мальчикам — по бокам головы). Эти пряди закручивали в локон (такая причёска называлась «локон юности») или заплетали в косу на левом виске.

Усыправить | править код

Мода на усы и бороду менялась из века в век, уступая в целом по популярности гладко выбритым лицам. Судить о такой моде можно по сохранившимся скульптурным портретам (например, Рахотепа и фараона Микерина) и погребальным маскам. При этом, в период траура бриться запрещалось.

Накладная цилиндрическая бородка фараона была одной из царских регалий, символизировала мужественность и силу. Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.

Костюм Древнего Египта

Полосы на ускхе придворных желтые, у военных они красные, у служителей храма – синие. Иногда египтяне – и женщины, и мужчины – носят на голове платок – клафт – для защиты от солнца. Клафт делается из пестрой полосатой материи, спереди, у висков, к нему прикреплены завязки, спускающиеся на плечи.

Клафты желтого и синего цвета могли носить только члены семьи фараона.

Ускх царицы Нефертити Жёлто-синий клафт

Жрецы одевались так же, как и знатные вельможи, однако, поскольку в жреческой иерархии они занимали разные ступени, их одежда различалась в зависимости от этой «табели о рангах».

Высшие жрецы носили, кроме схенти, накидку, сшитую из нескольких кусков ткани и на плечах – шкуру леопарда. Младшие вместо схенти – набедренной повязки – носили колоколообразную юбку на каркасе. Каждый жрец обязательно должен был иметь ускх и клафт одного цвета, соответствующего его положению.

Для жрецов в Древнем Египте были определены очень строгие гигиенические правила.

Жрец должен был мыться несколько раз в день и сбривать все волосы на голове и на теле, поскольку считалось, что они даны человеку силами зла. Он мог надевать лишь свежевыстиранную одежду и не имел права носить вещи из шерсти или кожи – они считались нечистыми, кроме той накидки из шкуры леопарда, которую он повязывал на плечи.

В это время знатные египтянки поверх плиссированного калазириса носят накидку, драпирующуюся сложным образом.

Один конец проходит под левым плечом, другой пропускается справа подмышкой, более длинная правая часть перекидывается нижним концом через левое плечо.

Конец проходит наискосок через спину под правую подмышку и связывается с верхним концом левой части накидки. Свободная часть накидки на левом плече укладывалась по усмотрению хозяйки, таким образом, похожие накидки драпировали самыми разными способами.

И в мужском и в женском костюме в эпоху Нового Царства появляется широкое полупрозрачное одеянье, белое с красными полосами, напоминающее рубаху.

Сверху она прилегала к телу, книзу расширялась, расходясь складками. Эту рубаху носили сверху всей одежды. Полотно, из которого ее шили, было так тонко, что сквозь него просвечивало всё нижнее одеянье, драгоценности, богато украшенный пояс и смуглое тело.

Варианты одежды Фараонов

Украшения

Египет славился высоким уровнем мастерства, обработкой драгоценных металлов, камней. В Древнем царстве изобретают цветные пасты, которыми покрывают бисер или делают его из цветных смальт.

Из бисера изготовляли традиционное ожерелье-солнце – ускх, браслеты и пр. Женские парики укреплялись повязками-венцами из мелких металлических пластинок.

На темени на празднества надевались керамические сосуды с благовонными маслами, которые поддерживались лентами, либо укрепляли цветок лотоса или перья.

Египтяне любили носить золотые или бисерные браслеты на плечах и запястьях, а женщины – еще и на ногах. Кольца на пальцах носили и мужчины и женщины. Очень многие носили обереги, скарабеи.

Украшения Древнего Египта

Одежду принято украшать золотыми пластинами, бусами или, если он сделан из ткани, вышивать золотыми узорами.

Вообще украшений в эпоху Нового Царства носят много, это бусы и ожерелья, к которым на золотых нитях подвешивают кулоны с изображениями богов или портретные, тщательно выписанные миниатюры.

Ожерелье эпохи Древнего Египта

Браслеты на руках и ногах теперь носят и мужчины и женщины, носят также серьги; в волосы вплетают золотые украшения, унизывают пальцы перстнями и кольцами.

В поясе одежду перехватывают дорогими поясами, состоящими из золотых пластин.



Древнеегипетские Украшения: Ювелирные Изделия, Одежда И Головные Уборы

Литературный ряд – стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».

Художественные материалы.

Раздаточный материал: кукла-шаблон.

План урока


Беседа об истории и культуре Древнего Египта (вспоминаем уроки истории):

характерные особенности египетской культуры;

одежда, причёски и украшения египтян, дошедшие до нас рельефы и росписи Древнего Египта.

Постановка художественной задачи (выполнение египетского костюма с использованием куклы-шаблона).

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов.

Ход урока

Беседа.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Урок сегодня я хочу начать со стихотворения:

На плите,

на саркофаге,

на папирусной бумаге

и на всём, что видит взгляд,

иероглифы пестрят.

Рыбы,

звери,

птицы,

точки,

загогулины,

кружочки…

Всё знакомое почти,

а попробуй-ка, прочти!

О какой стране идёт речь? (Древний Египет.)

Правильно.

Эта страна – родина одной из самых древних культур.

Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств.

— Что вы знаете о Древнем Египте?

(Это страна пирамид-усыпальниц фараонов – царей Древнего Египта).

— В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных.

…Стоим перед богом по имени Гор.

С большим удивлением смотрим в упор:

при всём человечьем обличье

имеет он голову птичью!

Он рядом с богиней стоит львинолицей.

А рядом богиня-корова теснится,

И только богиня Исида

похожа на женщину видом.

…Мы видим бога по имени Тот,

а также богиню по имени Нут.

Мы помнили точно,

кто – этот, кто – тот,


Наверное, целых пятнадцать минут.

О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую носили одежду, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.

Египетская одежда на протяжении многих столетий остаётся неизменной. В принципе, речь идёт только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами.

Но и здесь действуют точные законы. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти, туловище было свободно от одежды.

Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.

И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего – королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами.

В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен.

В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определённого цвета – жёлтого.

Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой. Иногда шили цельнокроеную рубашку с глубоким вырезом на груди.

Дома египтянки одежды не носили, но украшали себя ожерельями и браслетами. Бёдра были убраны тончайшими цепочками.

Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти.

Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и кожи – принадлежало только фараону, реже его приближённым. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох.

Египтянки активно употребляли косметику: красили чёрной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зелёные круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги. Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.

Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности.

Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).

Постановка художественной задачи.

— А теперь, ребята, самостоятельно выполните традиционный египетский костюм.

Вы можете пользоваться куклой-шаблоном (как на уроках по русскому костюму), можете выполнить самостоятельную композицию.

В работе вам поможет весь иллюстрационный материал и даже учебники истории.

Выполнение задания.

Подведение итогов.

Экспресс-выставка (Бутик «У Нефертити»).

Женщина: мать, богиня, воплощенная красота

Изображения женщин, которые мы находим на фресках, печатях, посуде и украшениях, показывают нам с одной стороны образы удивительной утонченной красоты, с другой — грозные фигуры жриц и богинь, исполненные неженской силы и мощи.  Они облачены в одежды, которые   разнятся в зависимости как от исторической эпохи, так и от контекста изображаемых сцен.

Конечно, самыми знаменитыми женскими образами, дошедшими до нас от минойцев, можно считать «богинь со змеями» — несколько статуэток, найденных в Кноссосе. Эти фаянсовые фигурки датируются примерно 1600 г. до н.э, а вместе с ними в тайнике были обнаружены и полуистлевшие остатки одежды, поясов. Существует также несколько похожих по иконографии статуэток из глины,  бронзы и слоновой кости.

 Богини со змеями, ок.1650 — 1550 г. до н.э., Археологический Музей Ираклиона

Стоит обратить внимание на то, что все минойские изображения женщин очень близки к современному идеалу красоты: длинные волосы, большие глаза, тонкая талия, округлые бедра и пышная грудь. Никакой утонченной субтильности, как в Египте того же времени

И одежда, как ритуальная, так и повседневная, сильно отличается от простых, свободных, облегающих фигуру нарядов из плиссированного белого льна, какие мы видим у жителей Нильской долины.

Минойские женщины носили одежду с достаточно сложным кроем: колоколообразные юбки с множеством горизонтальных оборок, кофты с корсажем или на подобие болеро, затянутые на талии и под грудью пояса, передники, цельнокроеные платья. Такая мода типологически ближе к шумеро-аккадским и вавилонским образцам, известным науке по изображениям примерно того же исторического периода, например, Инанна (Иштар) довольно часто предстает в похожих многоярусных складчатых одеяниях (см. ккартинки ниже).

Слева направо: Вавилонский теракотовый рельеф из Эшнуны, нач. 2 тыс. до н.э., Богиня с вазой из Мари (Сирия), XVIII век до н.э., Алебастровая стауэтка из Мари, 2645-2460 гг. до н.э.

Минойский и микенский варианты женского костюма


Видимо, вариант женского наряда, зафиксированный в образе «Богинь со земями» либо более древний и относится к собственной минойскому периоду, либо сугубо ритуальный, поскольку чаще мы встречаем изображения юбок с поперечными полосами из нескольких, расширяющихся книзу клиньев, как на фресках из Акротири.

Существует даже предположение, что на микенских фресках мы видим женщин, облаченных в нечто наподобие штанов, но, к сожалению, я слишком далека от истории моды и мало что понимаю в специфике кроя, чтобы с уверенностью судить о правдоподобности этого предположения.

О специфике микенского костюма неплохо рассказано в представленном ниже ролике, где также собраны варианты «живых» реконструкций женской одежды, что позволяет наглядно увидеть отличия.   

Реконструкция минойского и микенского вариантов женской одежды

Ритуальная и повседневная одежда

Еще мне кажется важным обратить внимание на то, что по большей части на фресках и печатях изображаются женщины во всей своей ритуальной красе, а не в повседневной жизни. Скорее всего это богини или жрицы, поэтому вполне возможно, повседневный костюм минойских женщин сильно отличался от этого варианта

Например, логика подсказывает нам, что ходить в тяжелых многослойных юбках и с открытой грудью было не то чтобы очень удобно и, возможно, эти наряды надевали для исполнения ритуалов, связанных с культом Богини-матери. Тем более что в большинстве архаических культур ярко выраженная женская грудь и гипертрофированно «плодородные» формы присущи главным женским божествам.

С другой стороны, у нас есть несколько примеров женщин, показанных в более обычных платьях, в том числе, глиняная статуэтка на кочелях (хоть и довольно поздняя), где женская фигурка изображена в простом платье до колен.

 Фигурка «Качели» из Агиа Триады, 1500 — 1450 гг. до н.э.

Прически

Минойские и микенские женщины уделяли много внимания волосам, они носили разнообразные прически, украшая повязками, лентами и золотыми заколками. Богатые придворные дамы, конечно, имели диадемы и венцы.

Прорисовки причесок с фресок в Кноссосе, Тиринфе и Акротири Головы теракотовых фигурок, ок.1650 г. до н.э., Археологический Музей Ираклиона

Новое царство (XVI—XII вв. до н.э.)

Наивысший расцвет ювелирного искусства был достигнут в период Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.). Но, в отличие от предыдущего периода, социальное и политическое «потепление» позволило декоративному оформлению и разнообразию типов и форм превзойти ювелирные украшения Среднего царства. В период Нового царства Египет занимает место одной из мировых держав. Завоевательные походы позволили египтянам разнообразить свой внешний вид, однако в это же время сословные различия достигли своего максимума. Полудрагоценные камни и драгоценные металлы могли себе позволить люди высокого положения, небогатые египтяне использовали украшения из других материалов.

Характерная сдержанность, превалирующая в предыдущие времена, сменилась «оттепелью», украшения приобретают пышный, порой помпезный вид, обилие и чрезмерность несли символ показного изобилия. Излюбленные египтянами формы ювелирных украшений продолжают существовать, но их декоративное украшение меняется. Подвески из полудрагоценных камней становятся более замысловатых форм, бисер получает благородную шлифовку, филигрань наполняется мелкими ажурными элементами. Мотивы прошлых лет жук-скарабей, змея-Урей, остаются любимыми мотивами и в период Нового царства.

Украшения из гробницы Тутанхамона

В 1922 году археологами была вскрыта гробница фараона Тутанхамона. В ней кроме саркофага и прочих предметов интерьера были найдены 5 тысяч ювелирных украшений. Сухой климат позволил этим украшениям остаться в первозданном виде и продемонстрировать нашему поколению художественный стиль периода Нового царства. Все украшения Тутанхамона декоративным оформлением говорили о принадлежности к царской особе, рисунки и сюжеты строго иерархичны. Одним из самых известных украшений из гробницы Тутанхамона была нагрудная пектораль. На пекторали изображен крылатый жук скарабей, выполненный в технике перегородчатой эмали и инкрустированный ляпис-лазуритом, тончайшие золотые перегородки заполнены полудрагоценными камнями. Кроме того на пекторали присутствуют символы вечной жизни, солнца, священные Уреи и символы Египта – лотосы. Все найденные украшения Тутанхамона наиболее ярко иллюстрируют техники, материалы и типовое разнообразие ювелирных изделий периода Нового царства. В гробнице были найдены браслеты-повязки, нагрудные украшения – ускхи, пекторали из перегородчатой эмали, кольца из зерни, украшения их золота и электрума, головные украшения с традиционными Уреями, украшенные чеканкой кинжалы и резные ожерелья, бусины из цветных камней и керамики.

египет#исторические драгоценности#

  • ← Изумруды российского императорского двора. Светские ювелирные украшения
  • Современные украшения в готическом стиле →

Египетские темы в искусстве современных ювелиров

16 апреля 2019 Статьи

Египетское государство, как и египетское искусство до сих пор скрывают много тайн. До конца расшифровать…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ

Ювелирное дело в Древнем Египте: особенности профессии и техники

20 августа 2018 Статьи

Египтяне умело применяли различные металлы для производства ювелирных украшений. Основным металлом было…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ

Ювелирное искусство Древнего Египта

02 июня 2018 Статьи

Египетское искусство является ярким примером развития древнейшего общества, как и вся жизнь египтян,…

Одежда фараонов в древнем Египте

В древнем египетском царстве одежда фараонов была такой же, как и у простых египтян, она состояла из набедренной повязки схенти. Отличительными знаками фараона были головные уборы (корона или платок, одетый особенным образом) и золотой обруч посреди которого поднималась змея. Эти предметы были символом царской власти фараона.

Отличалось и ожерелье фараона – ускх, его носили и другие египтяне, но ускх фараона был другого цвета, в нем чередовались голубой цвет с узкими желтыми полосами, все это символизировало Небо и Солнце. Да и сам фараон считался сыном бога Солнца. Излишне говорить, что одежда фараонов делалась из материалов высшего качества и сама она была богато украшена различными символическими орнаментами, имеющими сакральный смысл.

В эпоху нового царства египетские фараоны начинают носить так званный нарамник, представляющий собой кусок материи, который продевается через голову и фиксируется поясом. Его делали из легкой дымчатой ткани, она позволяла видеть нарядный схенти под нарамником.

Головные украшения

Ювелирные изделия для древних египтян были не только способом украшения и выделения социального сословия, но и имели непосредственный тотемный характер.

Корона с Уреем

Так, одной из частей тела к которой египтяне относились с особой трепетностью являлась середина лба. Во многих культурах этой области посвящены всевозможные знаки и отличия: «третий глаз», индийская тика, глаз Дангма или Шивы, тилак или бинди. Египтяне не стали исключением, выделяя именно эту область человеческого тела символами воли и могущества, в том числе указывающими на привилегированный статус. Самым известным примером ювелирных изделий такого рода является корона с Уреем. Другое название Урея – змея Буто или Уаджит. Уаджит – в Древнем Египте богиня-покровительница Нижнего Египта и фараонов как его правителей. Почитание Уаджит идет из уверенности фараонов в том, что именно она является источником царской власти, непобедимости и защиты. В связи с этим образ египтянина в короне с Уреем (стилизованным изображением Уаджит) является необходимой принадлежностью царского костюма. Урей одевали поверх платка немеса, а изготавливали в традиционных техниках из золота, с использованием эмалей или полудрагоценных камней. В качестве декоративной отделки могли применяться типичные египетские знаки в виде скарабея, символов бога Ра и египетской власти. Такие Уреи были найдены в гробнице Тутанхамона, Сенусерта II, Эхнатона. Но у последнего он был изготовлен из металла по своим свойствам напоминающим титан покрытый эмалью.

Тиара

В период Нового царства в костюм египтян входит мода на парики. Парики имели весьма разнообразные формы, как и головные украшения, надеваемы поверх. Тиара, корона, обруч и другие виды головных украшений изготавливались из золота, драгоценных камней и цветных эмалей. Одной из известных форм головных украшений используемых для париков является корона по типу «кольчуги», где мельчайшие пластины в форме солнечного диска стелятся друг на друга закрывая цельным полотном часть шерстяного парика. Тончайшая проработка говорит о высоком мастерстве ювелирного искусства того времени. Другая форма декоративными элементами напоминает раскрытые крылья ястреба. Детализация птицы, ее крылья, хвост и особенно оперенье, всегда передавались очень реалистично, что технически достигалось укладыванием золотых пластинок друг на друга, резьбой по литому золоту или перегородчатой эмалью. Светотеневая проработка достигалась путем использования различных оттенков золотых пластин. Высокие и объемные головные украшения носили только царские особы.

Украшения

Воротник ок. 664—332 годов до н. э. (XXVI—XXX династии), Художественный музей Фитчберга

Для изготовления ювелирных изделий чаще всего применяли золото, богатые месторождения которого были открыты в Египте ещё в глубокой древности. При этом, больше всего ценили не столько стоимость материала, сколько его живописные свойства. Египетские мастера умели с помощью различных присадок придавать золоту разнообразные оттенки — от белого до зелёного. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты. Широко применялся также электр — сплав золота с серебром; из него изготовляли повседневные предметы, а также крепления и связующие элементы в браслетах и ожерельях.

Серебро было редким и экспортировалось из Азии, отчего нередко ценилось дороже золота. В восточной пустыне добывали яркие полудрагоценные камни (сердолик, аметист яшма), на Синае — бирюзу; лазурит насыщенного синего цвета в Египет попадал с территории современного Афганистана. Стекло и фаянс (глазурь на основе камня или песка) нередко заменяли камни, поскольку могли окрашиваться в различные цвета. Тех камней, которые сейчас считаются драгоценными — рубинов, сапфиров, алмазов, изумрудов — древние египтяне не знали[источник не указан 587 дней].

Усех придворного Ваха из его фиванской гробницы (XII династия). Метрополитен-музей

Самыми распространёнными из всех видов украшений были всевозможные ожерелья, особенно т. н. усех — большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда чаще всего имели каплевидную форму, остальные — круглую или овальную. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями. Зачастую такое ожерелье было настолько широким, что целиком закрывало плечи и верхнюю часть груди, и очень тяжёлым — царское золотое ожерелье могло весить несколько килограммов. Чтобы оно красиво лежало, его обычно закрепляли на подкладке из кожи или полотна, так что оно превращалось в своеобразный воротник. Ожерелья были не только частью наряда — они служили также почётными знаками. Фараоны награждали золотыми ожерельями особо отличившихся военных и чиновников.

Помимо ожерелий, любимыми украшениями и мужчин, и женщин были браслеты, которые носили на руках (на предплечьях и запястьях) и на щиколотках. Браслеты могли быть самыми разнообразными — в виде двух чеканных пластин, соединённых застёжками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Носили также кольца со вставками из полудрагоценных камней. В ходу были кольца-печатки с выгравированными на них именами владельцев и изображениями богов. Чрезвычайно популярны были кольцевидные серьги (с подвесками или без них). Они иногда были такими большими и тяжёлыми, что деформировали ухо.

Браслет из Фив. XVIII династия. Музей Рёмера и Пелицеуса

Конечно, украшать себя золотом и самоцветами могла только знать. Но и люди скромного достатка любили украшения ничуть не меньше. Их украшения делались, как правило, из сравнительно дешёвых материалов — керамики, стекла, кости и т. п. Но по красоте и изяществу они порой ничуть не уступали ювелирным изделиям. Например, фаянсовым бусинам для ожерелий придавали форму бутонов и лепестков лотоса, васильков, маргариток, виноградных гроздьев, листьев и т. д., и окрашивали их в разные цвета. Чаще всего использовались различные оттенки голубого и зелёного, а также белый цвет. Такие ожерелья, надо полагать, очень красиво смотрелись на смуглой коже.

В качестве украшения древние египтяне охотно применяли живые цветы, из которых делали букеты, венки и гирлянды. Больше всего любили белые, голубые и розовые лотосы. Египетские дамы вставляли цветы лотоса в свои причёски так, чтобы они свисали надо лбом, и вдыхали их аромат.

Древнеегипетские украшения служили одновременно и амулетами, призванными защищать от болезней и дурного глаза, отгонять злых духов и т. п. Самой большой магической силой, как считалось, обладали «око Гора» уаджет (символ солнечного божества), «анх» — крест с петлёй наверху, обозначавший жизнь, а также фигурка жука-скарабея (символ воскрешения, мира и солнца).


С этим читают