Все о женской моде 19 века (xix)

Старинная причёска своими руками

Укладку XIX века или её элементы можно воспроизвести самостоятельно. Если использовать только детали причёски, то получится вариант на каждый день. Полное подражание причёске викторианской эпохи поможет создать шедевр, подходящий для вечеринки, выпускного бала. В качестве примера можно брать изображения девушек на картинах в стиле ампир, классицизм. Особенно красиво смотрятся укладки с живыми бутонами цветов.


Создать причёску с помощью укладочных средств, щипцов, фена сейчас гораздо проще, чем двести лет назад. Понадобится следующее:

  • небольшого диаметра круглая плойка;
  • расчёска с частыми зубьями и массажная;
  • укладочная пенка, лак для волос.

Несложная укладка, которая подойдёт к праздничному образу. Инструкция по выполнению:

  1. Волосы должны быть чистыми, сухими, хорошо расчёсанными. Для большей послушности можно использовать кондиционер.
  2. Частой расчёской делаются симметричные полукруглые проборы со стороны висков. Чтобы пряди не мешали, их можно скреплять зажимами.
  3. Свободные волосы стягиваются в высокий хвост, который скрепляется шпильками и незаметной резинкой под цвет волос. Локоны спереди остаются свободными.
  4. На незафиксированные пряди по бокам и в хвосте наносится небольшое количество мусса. Разогретыми щипцами завиваются сначала волосы у висков, затем на затылке.
  5. Завитки в хвосте следует уложить с помощью шпилек и невидимок в пучок. Кудри впереди не расчёсываются, их нужно равномерно распределить у висков.
  6. В завершение причёска фиксируется лаком. Для украшения подойдут цветы, декоративные гребни, диадема.

Вот ещё одна простая для выполнения укладка. Последовательность выполнения причёски XIX века своими руками:

Волосы делятся горизонтально пробором на две части. При помощи бигуди накручивается нижний слой, потом макушечный. Прядки должны быть довольно тонкими. При укладке удобнее пользоваться зажимами, чтобы локоны не мешали. Теперь следует подождать фиксации кудрей. Для этого потребуется около часа. После этого папильотки нужно снять

Лёгкую волнистость дадут бигуди, оставленные минут на 15, что также было актуальным в викторианскую эпоху. Убирать папильотки нужно осторожно, чтобы не повредить локоны. Причёсывать их не нужно, только слегка уложить мелкой расчёской. Затем от висков отделяются две симметричные пряди и на затылке скалываются красивым зажимом. Созданная причёска сбрызгивается лаком для фиксации.

Парикмахерские шедевры XIX века и сейчас выглядят интересно, женственно. Они добавят образу утончённости, оригинальности.

Если рассматривать современные тенденции моды, можно заметить, что многие мотивы и характерные особенности взяты из хорошо забытого прошлого. То же самое можно сказать и о мужских стрижках, многие из которых периодически возвращаются моду уже несколько столетий. Например, мужские прически 19 века все чаще можно наблюдать на моделях модных дизайнеров, которые являются законодателями моды.

Конечно, тех на первый взгляд причудливых стрижек и укладок, что были актуальны в 19 столетии, сегодня нет в оригинале. Но есть множество современных интерпретаций и разновидностей, которые под влиянием моды несколько изменились. Та эпоха славится балами, торжественными встречами и церемониями, в связи с чем мужские прически 18 века и несколько позже прославились своими нарядными мотивами.

Тюрбан:

 в 19 веке ни пожилая дама, ни барышня, ни ребенок без шляпы не выходили из дома. Тюрбан пришел в наряды светских дам (его носили только на балах, украшая пером и драгоценностями) из театрального костюма. На подмостках сцены тюрбан служил штрихом, подчеркивающим колорит Востока, потому что он имел сходство с чалмой

 …ист: статья «Золотой век шляп»

Тюрбан — головной убор из большого куска ткани, задрапированный согласно особым правилам, если речь идет о национальном головном уборе народов, населяющих мусульманский Восток (цвет ткани, характер драпировки, количество складок имеют свои региональные особенности). Тюрбан в России известен еще под названием «чалма». Тюрбаны вошли в моду в самом конце XVIII века наряду с другими вещами восточного происхождения — кашмирскими шалями например. В театре этот головной убор стал известен намного раньше. Уже в XVII столетии при помощи тюрбана показывали восточное происхождение героев. Распространению тюрбанов в качестве модного головного убора способствовала французская писательница Жермена де Сталь (1766 — 1817). Ей пришлось бежать из Франции от правительственных преследований, она посетила многие страны, в том числе и Россию. Пребывание знаменитой француженки в нашей стране нашло свое отражение у Пушкина в «Рославлеве» (1831). Костюм де Сталь всюду находил подражательниц. Известно, что писательница предпочитала всем головным уборам тюрбан. Вот что пишет об этом Смирнова-Россет: „…Гейне ее возненавидел и назвал «La Sultanne de la pensée» (султанша мысли), та всегда носила красный тюрбан».

По портретам первой половины XIX века может создаться впечатление, что тюрбан носили во всех случаях жизни. Однако это не так, потому что его надевали только для больших выездов: на балы, званые вечера, в театр. Вот что советовали светским дамам журналы: «Тюрбаны и токи, приготовляемые в модных лавках, надевают только в театр и в обыкновенные выезды. Но головной убор (тюрбаны, цветы, перья и проч.), когда едут на бал или в концерт, должны быть расположены артистом, убирателем головы при самом туалете». Форма тюрбанов менялась постоянно, чуть ли не каждый сезон. В 30-х годах, как сообщали газеты, тюрбаны имели следующую форму: «Носят также береты и тюрбаны. Последние изменились по своей форме: прежде главная ширина их была по обеим сторонам головы, а ныне с боков тюрбаны узки, но зато весьма широки в передней и задней частях». Манера носить тюрбан диктовалась возрастом дамы. Вот что писали о тюрбане под названием «моабит»: «Тюрбаны Moabyt более приличны для молодых дам, коих лета позволяют носить волосы приглаженными на лбу: оригинальность сей уборки необходимо предполагает сии условия. Тюрбаны сии почти всегда белые, с золотом и серебром».

Увлечение тюрбанами в начале XX века связано с успехами русского балета в Париже. Костюмы, выполненные по эскизам Л.Бакста, породили увлечение Востоком. Вошли в моду ткани с восточным рисунком, темная пудра, бытовой грим «под Восток» и, конечно, тюрбаны. «Франциск» — шляпа, напоминающая по форме головные уборы времен французского короля из династии Валуа Франциска I (1494 — 1547). Они вошли в моду в 20-е годы ХIХ века: «Для прогулок в карете и на вечере надевают шляпки Франциск I, у которого поля широкие, спереди согнутые и длинное перо».  Увлечение деталями исторического костюма проявилось в ХIХ веке довольно рано, задолго до возникновения каких-либо теорий историзма, оказавших влияние на развитие культуры несколько десятилетий спустя. /ист: Кирсанова «Сценический костюм»/

 ——————————————————————————

шали

В начале 19 века чепцы носили только пожилые женщины и слуги,а молодые – редко.Вечером молодежь украшала волосы лентами или цветами.

 С 1820 года чепцы из кружев вновь вошли в широкую моду.


К верхним костюмам полагался так же тюрбан,например «мамелюк» (1804 г) из белого атласа,»мадрас» с 1819 года и проч..С 1820 по 1835 года в свет надевали так же чепцы с плоскими ,похожими на венец, тульями,названными беретами,обычно сшитые из бархата и обильно украшенные.

 

——————

XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой

В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.

Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.

Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил». Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.

Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы, замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.

Мужские и женские прически XIX века в стиле бидермейер

формы ампира

Идеал женской красоты эпохи бидермейер

Женская прическа в стиле бидермейер

Каждая женщина по своему решала проблему красивой прически. Так, для создания объемов в ход шли букли, петли, косы, локоны, кудри, жгуты. Модными стали различные по форме проборы: зигзаги, косые, прямые, поперечные, У-образные, боковые. Большой популярностью в начале эпохи стиля бидермейер (20-е годы XIX века) пользовались женские прически, в которых волосы от уха и до уха через темя делили поперечным пробором, а затем сбоку делали дополнительный пробор.

Стиль бидермейер
Асиметричная прическа в стиле бидермейер
Прическа «Плакучая ива»

«а-ля Каракалла»«а-ля Титус»

Прическа «а-ля Титус» с коком
Прическа «Дыхание ветра»
Бакенбарды «фаворит»
Бакенбарды: б) «акульи плавники»; в) «колбаски»

Iсторiя перукарськоiсправи» пiд ред. Орлова В.Ф.sundukistorii.blogspot.comsundukistorii.blogspot.com

Укладки гречанок в древности

Отличительные черты:

• Завивки волос на прутья-каламисы. • Осветление прядей. • Собранные укладки с изящными украшениями.

Прически древней Греции, правда измененные и модернизированные, по сей день актуальны у женщин. Считается, что первые парикмахеры появились именно здесь, называли их каламистрами. Это были рабы, которые обучались парикмахерскому делу в узкой направленности: один раб умел завивать локоны, другой стричь, третий плести, четвертый окрашивать. Рабы были только у знатных женщин, простые гречанки делали укладки самостоятельно.

Гречанки от природы наделены темными прядями. Однако прически древней Греции на полотнах художников имеют рыжую и русую окраску. Знатные гречанки осветляли свои пряди щелочными составами, приближая своими руками шевелюру к идеалу той эпохи – золотистым кудрям. Секреты осветления волос хорошо были известны каламистрам Греции: пряди осветлялись рисовой и пшеничной мукой, использовались натуральные масла. Для торжественных мероприятий шевелюру в буквальном смысле осыпали золотом, а точнее золотым порошком. Каламистры хорошо знали о целебных свойствах растений и пользовались растительными экстрактами для ухода за локонами.


Завивка являлась одним из самых популярных приемов каламистров. В Древней Греции делали как холодную, так и горячую завивку, накручивая пряди на железные прутики. Из полученных спиралек собиралась красивая древняя прическа, которая фиксировалсь лентами, брошками, шпильками. Схемы укладок были разнообразными. Знатные гречанки украшали свои шевелюры диадемами, коронами, стефаной. Эти аксессуары выполнялись из дорогих материалов, инкрустировались камнями.

В Древней Греции были популярны прически древних времен с ободками из тонких лент, кожи и драгоценных металлов. Эти ободки проходили по линии роста волос на лбу и заходили за уши. Завитые пряди собирались сзади и поэтапно фиксировались на затылке. Эта греческая укладка была взята на вооружение современными стилистами и стала очень популярной в прошлом сезоне. У каждой современной красавицы был подобный ободок для создания такой укладки самой себе в домашних условиях. Это еще раз подтверждает, что все новое – это хорошо забытое старое, а мода– циклична.

Все новое – хорошо забытое старое

Несмотря на то что женские прически XIX века канули в лету, это вовсе не значит, что их нельзя соорудить своими руками. Разумеется, никто не будет ходить с викторианской прической или укладкой из золотого века в повседневной жизни, но для тематической вечеринки или даже выпускного бала, такая прическа будет весьма кстати.

Для вдохновения можно обратить внимание на картины из стиля позднего классицизма – ампир XIX века в России. На них можно обнаружить роскошные прически с живыми цветами

Рассмотрим пошаговый мастер-класс прически из XIX века на средние или длинные волосы, такой вариант прически в свое время дамы выбирали на бал.

Необходимо подготовить:

  • круглые щипцы среднего диаметра;
  • гребень;
  • расчески – массажную и для проборов;
  • мусс и лак для фиксации волос.

Пошаговое руководство

  • Для начала следует вымыть волосы с шампунем и кондиционером, затем хорошенько высушить при помощи фена и расчесать по всей длине.
  • Далее при помощи тонкой расчески необходимо сделать пробор полумесяцем с двух сторон головы, отступив небольшое расстояние ото лба. Чтобы пряди не мешались и не распадались, их можно фиксировать при помощи зажимов.
  • Из остальных волос сзади сделать хвост, не захватывая передние локоны, отделенные при помощи пробора. Хвост можно зафиксировать при помощи тонкой резинки в тон волосам и шпилек.
  • Разогреть щипцы и приступить к накручиванию локонов. Предварительно на них можно нанести небольшое количество мусса – так прическа продержится дольше. Сначала накрутить передние оставленные локоны в кудри, затем приступить к прядям, собранным в хвост.
  • Далее кудри в хвосте следует сложить как бы в гульку и зафиксировать при помощи невидимок и шпилек. Передние кудри оставить распущенными, расчесывать их не нужно, по задумке они должны оставаться тугими.
  • Прическа готова. Теперь ее следует сбрызнуть лаком для сильной фиксации. При желании можно дополнить диадемой или шпильками с декоративными цветами.

Еще один оригинальный для нашего времени, но распространенный в XIX веке, вариант довольно простой укладки, которая наилучшим образом подойдет обладательницам длинных локонов.

Следуем пошаговой инструкции.

  • Для начала вдоль линии роста шевелюры необходимо выделить небольшую часть волос, 3 см будет достаточно.
  • Теперь желательно на волосах сделать небольшой начес. Однако если практики в этом нет, то можно просто собрать хвост на затылке. Причёска получится менее объемной, чем с начесом, но не менее красивой.
  • Следующим шагом будет плетение косы из хвоста. Лучше всего плести классический вариант косы со слегка вытянутыми для объема прядями.
  • Затем косу следует красиво заколоть в пучок при помощи шпилек. Оставшиеся отделенные пряди необходимо накрутить при помощи щипцов небольшого диаметра. Завитки должны получиться небольшими, но тугими. Готовую прическу следует хорошенько сбрызнуть лаком сильной фиксации.

Легкой в исполнении прической, которую может воплотить в жизнь каждая женщина, может стать укладка, для которой понадобятся только бигуди и одна заколка.

Волосы следует расчесать по всей длине и разделить горизонтально на 2 части, чтобы получилось 2 яруса. Сначала следует накрутить нижний ярус при помощи бигудей, а затем верхний таким же способом. Пряди не должны быть слишком толстыми. Чтобы пряди не мешали, их можно закалывать при помощи зажимов.

  • Затем нужно выждать время. В среднем для получения хорошего завитка бигуди носят 30-60 минут, после чего их нужно снять. Если оставить бигуди всего на 10 минут, то получатся легкие локоны-волны, как и те, что делали в эпоху романтизма конца XVIII века.
  • Снимать бигуди следует аккуратно, чтобы завиток оставался красивой упругой формы. Расчесывать волосы не нужно, но можно сделать корректировки при помощи тонкой расчески для проборов.
  • Далее при помощи тонкой расчески необходимо выделить по одной пряди от висков, соединить их сзади на затылке и заколоть при помощи выбранной заколки.
  • Готовую прическу зафиксировать лаком для волос.

А-ля пуританин: особенности прически

Эпоха романтизма, которая присуща также 19 столетию, диктовала оригинальные и величественные прически женские и мужские, чего только стоит стрижка “а-ля пуританин”.

Этот стиль требовал средней длины волос и бокового пробора волос. Волосы можно было гладко причесывать или укладывать скрученным локоном в виде гребешка. Дополнялись стрижки бакенбардами, усами и бородой.

Стрижка “аля-пуританин” стала настоящим хитом в 19 столетии среди мужчин по всему миру, а самым запоминающимся ее обладателем был Авраам Линкольн. Самый пик ее популярности пришелся на середину 19 века, тогда мужчины оставляли залысины на лбу, оформляли боковой пробор волос, полностью сбривали усы, но оставляли короткую бороду. Укладывать волосы можно прямыми линиями или завитушками, главное, чтобы область лба была максимально открытой.

Макияж конца 19-начала 20 века. Макияж 19-ого столетия

Определенному безветрию в моде на макияж, пришедшее в конце 18 столетия, суждено было продлиться не больше двух десятков лет. Единственное, чем пользовались женщины того времени, – это гигиеническое мыло для лица и тела, а также капля румян, изготовленных на основе природных красителей. С пришедшей на смену эпохой романтизма в 20-е гг. 19 столетия популяризуется мода на макияж – бурные страсти и эмоциональные душевные переживания в душе должны иметь отпечаток на внешности. Модным становится нездоровая бледность, темные и влажно блестящие глаза – таков эталон красоты эпохи романтизма.

Женщины повально начали пить уксус и есть лимоны. Делалось это с целью потери веса и достижения мертвенно-бледной кожи. Женщины мало спят – с целью появления кругов под глазами. Для придания блеска в глаза капают сок белладонны и атропин. Темные подводка глаз и тени для век придают облику демонический вид.

Но Ее величество мода изменчива, и с 50-х гг. болезненность и бледность в образе женщины перестает быть привлекательной. Мужчин начинает манить теплота, женственность и покой в женском облике. В целях соответствия новому эталону, женщины отказались от густого макияжа. Женщины предпочитают лишь немного осветлить лицо яичным белком, подцветить скулы румянами – немного ярче при темных волосах и светлее – при светлых, а также подвести брови бриллиантином. Никогда прежде, наверное, макияж не был таким щадящим, как в середине 19 столетия. Точка зрения на сам макияж изменилась, как на само слово «макияж», которое, появившись веком раньше, обозначало в отрицательном смысле искусство скрывать недостатки. В 19 столетии негативный оттенок со слова снимается, и оно обретает значение «средства, скрывающие недостатки лица».


Специфической особенностью макияжа 19 столетиястановится то, что макияж перестает быть привилегией лишь знатных дам. В связи с устройством промышленного изготовления косметика становится доступной даже низшим слоям общества. Приличные девушки из бедных семей приобщаются к искусству макияжа и с радостью обучаются припудривать лицо, подкрашивать губы и подводить глаза. Но надо заметить, что проститутки в 19 столетии, как и во все времена, всегда красились дерзко: наносили много пудры и румян, использовали яркую помаду и подводили жирным черным цветом глаза.

В конце 19 столетия была придумана жидкая пудра. Она идеально скрывала все недостатки кожи и, застывая, создавала эффект маски. В сочетании с небольшим количеством румян и помады, оно походило на лицо жрицы. Мужчины того времени просто таяли перед такой загадочностью.

Косметическая промышленность конца 19 столетия раскручивается, соответственно, популяризуются и косметические средства. Актрисы 19 века с радостью дают уроки красоты и публикуют на страницах журналов рекомендации и рецепты, как сохранить молодость и красоту. Понемногу женщины осознают, что настоящая красота – это искусство владеть свои телом, чувствами и голосом, а уж никак не сильная «накрашенность».

В древности существовала традиция красить зубы. Она сохранилась и в 19 столетии. Женщины красили зубы в желтый цвет, чтобы лицо казалось бледнее.

Аксессуары и украшения [ править | править код ]

Сложные женские прически викторианской эпохи дополнялись различными аксессуарами и головными украшениями. В волосы вплетались ленты, нити жемчуга; в эпоху романтизма частым украшением были живые или искусственные цветы, а в более поздний период — птичьи перья.

Модные прически викторианской эпохи создавались из очень длинных и густых волос, которыми обладали далеко не все женщины. Популярностью пользовались накладные локоны и косы из натуральных волос, называемые шиньонами. Спрос на волосы был огромен и часто малообеспеченные молодые женщины продавали свои локоны, чтобы хоть как-то подзаработать, хотя такой шаг был отчаянным. Только в 1848 году около 8 тысячи фунтов волос было завезено в Великобританию из Франции. Шиньоны незаметно крепились при помощи шпилек и булавок, маскировались украшениями и должны были выглядеть натурально, для чего тщательно подбирались по цвету.

В первой половине XIX века, особенно в 1830-е, в моде были фероньерки — миниатюрное украшение в виде обруча и небольшого подвеска (чаще всего жемчужной «капельки»), расположенного посередине лба. Тогда же, в 1830-е, в европейскую моду входят гребни (исп. peineta), в качестве украшения являющиеся частью испанского национального костюма. Драгоценные гребни, украшавшие высокие прически, изготавливали из различных материалов, например, серебра, черепахового панциря, слоновой кости, перламутра, дерева и т.д., и украшали резьбой.

В 1840-е — 50-е годы, в эпоху романтизма, наиболее распространенным украшением торжественного наряда дамы были цветы, как живые, так и искусственные, изготовленные из ткани, воска или фарфора, но таким образом, чтобы имитировать настоящие. Цветы вплетались или крепились непосредственно к волосам, или украшали венки и обручи. В 1870-е — 90-е в моду входят эгреты — украшения в виде пера или пучка перьев (как правило, белой цапли). Эгреты крепились вертикально к шляпке или к самой прическе наподобие броши. Мода на это украшение была настолько велика, что едва не привела к полному уничтожению нескольких видов птиц, в том числе белой цапли.

Украшением высшей аристократии, начиная с эпохи ампира, являлись диадемы и тиары. В течение всего XIX века и вплоть до 1920-х годов эти виды украшений переживали свой расцвет; их надевали обычно на балы и придворные выходы. Диадемы высшей аристократии и представителей правящих семей во второй половине XIX века изготавливались чаще всего из белого золота или платины, жемчуга, бриллиантов и других прозрачных драгоценных камней. Такие материалы как коралл, бирюза и камеи, модные в эпоху ампира, утрачивают популярность к началу викторианской эпохи.

Частым украшением или аксессуаром была вуаль, расположенная либо сзади и спадающая на спину, либо, в зависимости от обстоятельств, закрывающая лицо. Вуали изготавливались из тонкой, полупрозрачной ткани или кружева. Черная вуаль в викторианскую эпоху была неотъемлемым элементом траура, в то время как белая — атрибутом невесты или просто аксессуаром, который сочетался с головным убором или украшением из цветов.

Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы

Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка — «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды.

На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.

В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать — шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо — это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы — полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.


С этим читают